Тюльпаны
Когда расцветают тюльпаны, кажется, что весна устроила праздничное пиршество и всем предлагает разноцветные бокальчики с волшебным напитком, дарующим радость и счастье. Удлиненность венчика, отгиб лепестков тюльпана, разнообразие окраски: снежно-белая, ярко-красная, бархатисто-фиолетовая, желтая, темно-красная, почти черная или пестрая - в полоску, крапинку,- все привлекало с давних времен любителей цветов.
Хотя известно, что родина тюльпанов - Греция, наиболее ранние сведения о тюльпанах относятся к литературным произведениям Персии. Здесь цветок был известен как "дульбаш", или "тюрбан", - чалма. Многие персидские поэты воспевали цветок в своих произведениях, а Хафиз сказал: "С его девственной прелестью не может сравниться даже сама роза". В сказках "Тысячи и одной ночи" можно прочесть: "...И второй цветок был тюльпан, сидящий прямо на своем стебельке и совершенно одинокий, но это не был тюльпан какого-нибудь царского цветника, но старинный тюльпан, выросший из крови дракона, тюльпан того вида, который цвел в Иране и окраска которого говорила кубку старого вина: "Я опьяняю, не касаясь губ!" и пылающему очагу: "Я горю, но не сгораю!""
Из глубокой древности пришла к нам легенда о нем. В золотистом бутоне желтого тюльпана было заключено счастье. До этого счастья никто не мог добраться, ибо не было такой силы, которая смогла бы открыть его бутон. Но однажды по лугу шла женщина с ребенком. Мальчик вырвался из рук матери, со звонким смехом подбежал к цветку, и золотистый бутон раскрылся. Беззаботный детский смех совершил то, чего не смогла сделать никакая сила. С тех пор и повелось дарить тюльпаны только тем, кто испытывает счастье.
Чудесный гость далекого Ирана,
Любимец опаленных солнцем стран,
В садах Хафиза огненный тюльпан
Раскрыл, как чашу, венчик свой багряный.
Рождественский
Из Персии тюльпан попал в Турцию, где быстро завоевал сердца. Уже в XVI веке было большое разнообразие сортов. Там их разводили в сералях, так как жены султана считали, что эти цветы символизируют их расположение и любовь к повелителю. В Стамбуле и других городах Турции ежегодно устраивались праздники тюльпанов, которые выливались в красочные представления, а самая красивая девушка избиралась королевой торжественного шествия.
В 1554 году посланник австрийского императора Огье де Бюсбек увидел в саду турецкого султана цветы, которые привлекли его внимание изяществом и красотой. Посол закупил партию луковиц и привез их в Вену. Цветы попали в Венский сад лекарственных растений, директором которого был голландский ботаник, садовод Барль дель Эклю, более известный под именем Клузиус. Он много путешествовал и внимательно наблюдал жизнь растений. Ему принадлежит перевод на латинский язык монографии Гарсио де Орта по лекарственным растениям Индии и книги Николая Монардеса по американским растениям.
Вскоре тюльпаны появились и при других королевских дворах. Так, в XVI веке Фридрих Вильгельм имел 216, а граф Паппенгейм - 500 новых сортов тюльпанов. Был составлен даже альбом, содержащий 71 рисунок цветка. Он хранится в Публичной библиотеке Берлина. В Версале при дворе короля Людовика XIV устраивали праздники с выставкой новых сортов тюльпанов и выдавали премии за выведение наиболее красивых цветков. Тюльпаны начали коллекционировать. Страстными любителями тюльпанов были писатель Вольтер и кардинал Ришелье.
Тюльпан быстро распространялся по всей Европе и завоевывал одно государство за другим. Эти цветы очень полюбили французы и англичане. Дамы украшали цветами наряды, прикалывая их к декольтированным платьям, что служило признаком богатства и знатности.
В романе "Виконт де Бражелон" Александр Дюма описывает подарок, который Людовик XIV преподнес своей фаворитке, - "гарлемский тюльпан с серовато- фиолетовыми лепестками, стоивший садовнику пяти лет усердных трудов, а королю пяти тысяч ливров".
Но громкая слава тюльпанов была еще впереди. Ни один цветок не станет предметом таких страстей, невероятных историй и приключений.
Это произошло в Голландии, когда в 1634 году там появился тюльпан. В этой стране увлечение цветком достигло таких размеров, что превратилось в тюльпаноманию.
Почвенные и климатические условия Голландии оказались очень благоприятными для тюльпанов. Много картин, стихотворений, легенд и сказаний посвящено тюльпану голландскими художниками и поэтами, но интереснее всего подлинная история. Тюльпаны стали разводиться на улицах и площадях Амстердама и других городов Голландии, ими засевались целые поля, выводились новые сорта, которые очень дорого ценились. За совсем маленькую луковицу давали карету и пару лошадей, а за новые сорта можно было купить дома и даже целые имения.
Вот что писал Жак Делиль в своей поэме "Сады" об этой страсти к тюльпанам:
Так житель Харлема один, закрывши дверь,
Без сна и отдыха, по суткам, как влюбленный,
Ждет с трепетом, когда распустятся бутоны;
Он караулит сад, как падишах - гарем;
Делиться красотой не хочет он ни с кем;
Стараясь выведать соперников секреты,
Готов не пожалеть любой цены за это,
И, как скупец свой клад, бессменно, круглый год,
Изысканный тюльпан ревниво бережет.
Продавали луковицы неизвестного сорта, продавали и просто расписки, по которым садовник или любитель-садовод брал на себя обязательство вывести к определенному сроку новый сорт тюльпана. Луковицу нового сорта получал предъявитель расписки. Для торговли ими были открыты специальные биржи в Амстердаме, Антверпене и Брюгге. В биржевой торговле участвовали, как свидетельствуют хроники того времени, не только купцы и садовники, но и "крестьяне и матросы, каретники и ткачи, грузчики и трубочисты, торговки тряпьем, даже батраки". Ажиотаж достиг апогея в 1634-1637 годах, когда за одну луковицу сорта "Адмирал Энкхузиен" платили 6000 гульденов, за луковицу "Семпер Аугустус" - 13000, а за луковицу "Вице-король" уплатили 24 четверти пшеницы, 48 четвертей ржи, 4 жирных быка, 8 свиней, 12 овец, 2 бочки вина, 4 бочки пива, 2 бочки масла, 4 пуда сыра, связку платья и серебряный кубок.
Цветок Голландии я, молодой тюльпан,
И так прекрасен я, что даст фламандский скряга
За пару луковиц весь блеск архипелага,
Всю Яву, если свеж и горделив мой стан.
Теофиль Готье
Сохранилась старинная гравюра, изображающая тюльпан Гуда белого цвета с красными разводами. Этот тюльпан стоил 1500 гульденов, что и обозначено на гравюре. В Амстердаме на улице Гоора в 1634 году два каменных дома были куплены за 3 тюльпановые луковицы, о чем свидетельствует надпись на каменной плите, которая хранится в местном музее.
Тюльпаны по воле человека оказались настоящими "карьеристами" и "авантюристами", поскольку они были превращены в предмет необузданной коммерческой предприимчивости и спекуляции.
Сохранились рассказы о комических и трагических случаях, в которых играли роль луковицы тюльпанов. Передавали, что один матрос, увидев на прилавке луковицу и думая, что это просто лук, стал есть ее. Матроса заключили в тюрьму, так как это была луковица тюльпана редкого сорта.
Сейчас в это трудно поверить, но в те времена вокруг тюльпана бушевали настоящие страсти. Так, негры Харлема захотели иметь свой черный тюльпан и обратились ко всем ботаникам мира с просьбой выполнить их просьбу. Победителю было обещано вознаграждение в 10 000 гульденов золотом. Этот тюльпан должен был рассказать миру, что черный цвет не менее прекрасен в сравнении с другими признанными цветами. И к тому же он явился бы символом, олицетворяющим красоту людей черной кожи.
Долго бились ботаники над харлемским заказом, и все безуспешно; одна неудача за другой преследовали их. Ботаники и садоводы, разочарованные в многочисленных опытах, совсем потеряли надежду на успех, и вдруг один из них вырастил черный, как южная ночь, тюльпан... Он нес в себе таинственность сумерек и их загадочность, а его сливового цвета оттенок как бы напоминал о скором приближении рассвета. "Так шла ему лиловая фата, что красотою стала чернота".
В честь рождения необычного черного тюльпана 15 мая 1637 года был объявлен грандиозный праздник. На торжества приглашались все ведущие ботаники и садоводы мира. Праздник открылся своеобразным карнавальным шествием: по центральной улице Харлема шли мужчины в черных сутанах, вместо факелов поднимая в руках яркие розовые, белые, красные, оранжевые ,и желтые тюльпаны. За мужчинами несли носилки, застланные белоснежным бархатом, в центре которых высилась хрустальная ваза, а из вазы смотрел на мир, раскрыв удивленные лепестки, черно-лиловый тюльпан...
Вот как описывали это событие очевидцы: "15 мая 1637 года рано утром в Харлеме собрались все харлемские общества садоводов. Погода была великолепная. Солнце сияло как в июле. При торжественных звуках музыки шествие двинулось к ратуше. Впереди всех шел президент Харлемского общества садоводов М. Ван-Синтес, одетый в черно-фиолетовый бархат и шелк под цвет тюльпана, с громадным букетом. За ним гордо выступал выведший это чудо садовод, а направо от него несли громадный замшевый кошель, вмещавший в себе назначенную за вывод этого тюльпана премию города - сто тысяч гульденов золотом.
Дойдя до площади Ратуши, где была устроена эстрада, убранная гирляндами цветов, шествие остановилось. Музыка заиграла торжественный гимн, и двенадцать молодых, одетых в белое харлемских девушек перенесли тюльпан на высокий постамент, поставленный рядом с троном принца Оранского. Взойдя в сопровождении блестящей свиты на эстраду, принц обратился к народу с речью, в которой поздравил садовников с выведением черного тюльпана, а затем, провозгласив имя отличившегося садовода, вручил ему почетную пергаментную грамоту, усеянную жемчугами. Счастливца понесли на руках. Празднество закончилось грандиозным пиршеством, которое лауреат устроил своим друзьям и садовникам Харлема..."
Подробно описывая это событие, об одном только забыл очевидец - назвать имя садовника, вырастившего растение необычной расцветки.
После этого луковицы редких сортов стали цениться еще выше: наряду с жемчугами, алмазами и золотом. Страна была наводнена расписками садовников, обещавших вывести новые сорта, и число этих расписок во много раз превышало количество выведенных сортов.
Тюльпаны обогащали, но и служили причиной разорения. Чтобы прекратить спекуляцию, правительство Голландии издало специальный указ, установив твердые цены на луковицы.
В марте 1986 года директор Национального института Голландии Хенк ван Дам заявил журналистам, что в лаборатории института выращены первые образцы абсолютно черных тюльпанов. Так, от опытного образца черного тюльпана, выращенного в 1637 году, до начала массового производства его прошло без малого 350 лет.
В Голландии тюльпан нашел свою вторую родину, и до сих пор лучшие сорта тюльпанов выращивают там. Со временем ассортимент тюльпанов значительно пополнился благодаря стараниям французских садоводов. В XVII веке они начинают культивировать попуганные тюльпаны, а в XIX столетии - тюльпаны с яйцевидной формой цветка - группы "Коттедж", названные так потому, что их неожиданно обнаружили в старом приусадебном саду. Тогда же появились и элегантные лилиецветковые сорта.
Дикие виды тюльпанов были известны на Руси еще в XII веке, но назывались они тогда цветками "лола" (в Турции тюльпаны зовут "лале"). А садовые тюльпаны культивируются в России с начала XVII столетия. Длительное время их выращивали только в усадьбах состоятельных людей. Сегодня, пожалуй, нет дачного участка, парка, сада, где весной не полыхали бы эти прекрасные дары природы.