Роза
Роза - древнейший цветок в истории человечества. Выращивать розы и отбирать лучшие образцы начали еще за три тысячелетия до н.э. в древнем Китае. По преданиям, первые поразительной красоты дикие растения роз, созданные самой природой, были принесены с берегов Янцзы и Хуанхе. Древнекитайские садовники любовно ухаживали за розами, подмечая и выбирая самые прекрасные. Некоторые источники ссылаются также на опыт садовников Древнего Египта, научившихся добиваться обильного и почти непрерывного цветения роз в течение всего года. Родиной розы считается Древняя Индия и Средняя Азия, откуда цветок розы попал в Малую Азию, Грецию и далее в Европу. У древних народов Востока роза всегда была священным и глубоко почитаемым цветком. В Древней Индии розе принадлежал статус цветка хранителя Вселенной Вишну, поэтому жрецы украшали розами храмы, лепестками роз устилали путь во время религиозных торжеств и праздничных процессий. Считалось, что созерцание цветущих роз проясняет рассудок, исцеляет душу и приводит ее в гармонию с миром. Особым почетом роза пользовалась в Древней Персии, где она считалась цветком Аллаха и его подарком людям. В Россию роза попала из Болгарии. Христианское искусство прославляло розу как знак невинности, чистоты и святости, ее считали райским цветком. С течением времени розу стали тесно связывать с Богородицей, которую изображали в окружении кустов роз в раю. Розы красного цвета стали также символом страдающего Христа, пролитой во имя живущих на Земле людей крови.
С древнейших времен перед красотой цветка преклонялись все народы, особенно в странах Востока. Самые первые сведения о розе встречаются в древнеиндийских сказаниях, утверждающих, что каждый человек, принесший царю розу, может просить у него все, что пожелает.
Однако родиной "королевы цветов" считается Персия (Иран). По-персидски роза называется гюль. Гюлистан - значит "сад роз". С давних пор Персия ласково называется Гюлистаном. Персы выращивали розы в садах и внутренних дворах, украшали ими комнаты, купальни, могилы.
Название цветка розы произошло от древнеперсидского слова wrodon, которое в древнегреческом преобразовалось в rbodon и в латинский язык попало уже в форме rosa.
Персы любят цветы, и самой популярной темой их поэзии является красота весны и любовь соловья и розы... Если розу срывают, соловей вскрикивает. Весна прекрасна, но, к сожалению, мимолетна. Тема эта нашла широкое отражение в персидской литературе, самым ярким представителем которой был Омар Хайям.
Но не только Хайям отдал дань розе. "Бустан" - цветочный сад и "Гюлистан" - розовый сад - известные сочинения Саади. "Гюлистан" - сборник притчей в прозе и стихах. "Бустан" - поэма, поднимающая вопросы этики, морали и философии. Увлечение Саади цветами повлияло на выбор названий, которые он дал своим книгам.
А поэма Низами "Лейли и Меджнун" дает нам представление о персидских садах XII века. Герои этой поэмы - представители двух враждующих племен. Лейли стройна и прекрасна, как дерево кипарис. Глаза ее подобны звездам, а щеки напоминают розы. Вместе с Меджнуном они учатся в одной мечети. Но пока их друзья трудятся над книгами, Меджнун и Лейли читают в глазах друг друга грамматику любви. И пока их друзья учатся считать, они считают самым главным в жизни нежность. Низами описывает сад, в который приходит Лейли. Упоминает красные тюльпаны, желтые розы, нарциссы: где "листья дикой розы купаются в серебристых фонтанах жасмина, и ирис гордо поднимает свою голову. На чинарах воркуют голуби. На самой верхней ветке сидит соловей и вздыхает, как Меджнун, а внизу роза, как Лейли, подняла свою голову и смотрит на птицу".
Изо всех цветов иранцы отдают предпочтение розе и разводят великое множество ее видов. Возможно, персидской розой первоначально была и великолепная махровая роза с мускатным запахом. А в саду Негаристан можно встретить розу эглантерию - высотой до 6 метров, со стволом до 70 сантиметров в окружности. Это розовое дерево не имеет аналогов в мире.
Считают, что благоухающую персидскую розу завез в Индию в XVI веке правитель Бабур, заложивший основы империи Великих Моголов. Он посвятил большую часть своей жизни разведению садов. А жене его правнука - императора Джахангира - Нур Джаган (Свет мира) приписывают открытие розового масла. Историк Мануччи об этом поведал так: "Нур Джаган пригласила императора на роскошный пир, который длился восемь дней. Она приказала все водоемы в саду и во дворце залить розовой водой и запретила кому-либо мыть в этой воде руки. Утомленная, она уснула около одного из бассейнов. А когда проснулась и стала обходить водоемы, чтобы проверить, не загрязнили ли в них воду, обнаружила на поверхности воды масляную пленку. Нур Джаган страшно разгневалась, полагая, что в воду бросили кусок жира. Ей захотелось узнать, чем загрязнена вода, и она приказала служанке провести рукой по надводной пленке.
Когда же понюхала собранное с поверхности масло, то обнаружила, что оно источает очень приятный аромат. Такой же аромат был и у пленки, собранной с поверхности других бассейнов, и она пришла к заключению, что масло образуется, как роса, из самой воды. Довольная тем, что у нее появились такие великолепные духи, она растерла масло по своей одежде и направилась к императору. Император спал, и когда его разбудили, чудесный аромат привел его в восторг, а Нур Джаган поведала ему историю своего открытия. Так узнали в Индии секрет розового масла".
Цветок роза В древности индусы связывали с розой любовь, радость, тайну и тишину.
По преданию, Лакшми, самая красивая женщина на свете, родилась из раскрывшегося бутона розы, который состоял из 108 больших и 1008 мелких лепестков. Прародитель вселенной Вишну разбудил красавицу поцелуем, и она стала его супругой. С этой минуты Лакшми была провозглашена богиней красоты, а роза - символом божественной тайны, которую она хранит под защитой острых шипов.
Брахма, споривший с Вишну о цветах, сначала отдал предпочтение лотосу, но, увидев розу, извинился перед Вишну и признал первенство за розой.
Но не только боги были склонны спорить о цветах.
В палате представителей конгресса Соединенных Штатов Америки около 100 лет длились дебаты по "избирательной кампании цветов", на которых было отклонено 70 кандидатов, и в 1986 году признано было считать национальным цветком страны несравненную розу.
По одной из античных легенд, роза покраснела оттого, что на ее лепестки упала капля крови с ноги Афродиты, уколовшейся шипом розы во время поисков Адониса. По другой - роза покраснела из-за неосторожности Купидона, уронившего на нее каплю вина. С Купидоном связывают происхождение шипов розы. Вдыхая аромат розы, Купидон был ужален пчелой; разгневанный, он выстрелил в розу стрелой, и стрела превратилась в шип.
По другой версии, происхождение шипов розы связано с Вакхом, который гнался за нимфой и неожиданно оказался перед неодолимой преградой из терниев. Чтобы нимфа, пораженная красотой цветов, остановилась, Вакх превратил тернии в розы. Однако перепуганная нимфа продолжала бежать, не обращая внимания на их красоту. Тогда рассерженный Вакх наделил розу шипами. Израненная шипами, нимфа обессилела и стала добычей бога. С тех пор говорят, что роз без шипов не бывает, красота должна уметь защищаться.
На магометанском Востоке розу считали священным цветком. В Коране говорится, что роза возникла из капель пота пророка Магомета. В представлении магометан розовая вода обладала священной очистительной силой, восстанавливающей оскверненные святыни. Потому воинственный египетский султан Саладин, изгнавший крестоносцев из Палестины и в 1187 году овладевший Иерусалимом, приказал доставить туда целый караван сосудов с розовой водой, который предназначался для очищения мусульманской святыни - мечети Омара, помещением которой крестоносцы пользовались как христианской церковью. Такое же "омовение розой" христианского храма Святой Софии, преобразованного в мечеть Айю-София, приказал сделать и султан Магомет II, взявший в 1453 году Константинополь.
Роза славилась и как лекарственное и эфирномасличное растение. Из роз приготовляли восточные лакомства, цветочные масла, духи и эссенции.
Привезенная из восточных стран в Древнюю Грецию, роза стала там символом любви и красоты. Греки считали, что розы появились из белоснежной пены, покрывавшей тело богини любви Афродиты, когда она вышла из моря после купания. Роза и была посвящена этой богине и богу любви Эросу.
Роза - радость Афродиты,
Роза - муз цветок любимый...
Анакреон
Естествоиспытатель и философ, один из первых ботаников древности Теофраст писал, что розы росли в большом количестве в Македонии, откуда их перевозили в сады Эллады. "Большинство роз, - читаем у Теофраста, - имеет пять лепестков, но есть двенадцати- и двадцатилепестковые; бывают и такие, у которых число лепестков значительно больше: есть, говорят, розы, которые так и называются "столепестковыми"". Теофраст же отмечает, что "ароматичность роз... зависит, главным образом, от подходящего для каждого из них места и климата".
Продажа роз и плетение венков в Греции были почетными занятиями. Венки раскупались в огромном количестве. Гости, приглашенные на обед, украшали себя венками. Венки служили наградой победителям на состязаниях. Гонец приносил радостное известие с венком в руках. Юноши вешали красивые венки над дверями жилья своих возлюбленных. Венками украшали колесницы и статуи богинь.
Но венки на голове и груди древних греков являлись также и знаком траура и символом кратковременности жизни.
О силе их любви к цветам можно судить хотя бы по тому, что первая знаменитая вязальщица розовых венков Синиона из Глицера была увековечена греческим живописцем Паузиасом. Впоследствии за копию с этого портрета римский полководец Лукулл заплатил золотом.
В Древнем Риме роза посвящалась богине Венере. Роза служила символом храбрости. Римляне верили, что этот цветок вселяет в сердца мужество, и потому вместо шлемов надевали на воинов венки из роз и на щитах выбивали изображение розы. По случаю победы они украшали розовым венком голову победителя, а в домах часто вешали над столом ветку розы как символ того, что произнесенное под розой навсегда останется в тайне. С тех пор бытует выражение "суб роза диктум" - "я сказал тебе под розой", то есть под большим секретом. Следовательно, сказанное должно остаться тайной.
Культ розы в Риме превосходил всякую меру. Патриции засыпали розами любимых матрон: девушки, привораживая любимых, окуривали себя розовым фимиамом; патрицианки купались в розовой воде, чтобы сохранить молодость; а гладиаторы умащивали тело розовым маслом, чтобы быть непобедимыми в схватках. В Колизее розовым лепестковым дождем приветствовали победивших гладиаторов и украшали их венками.
Отправляясь на званое пиршество, римляне надевали розовый венок на политую розовым маслом голову или же украшали голову, шею и руки гирляндам" из нанизанных на длинную нитку розовых лепестков. Розами оплетались заздравные кубки, пирующие возлежали на подушках, набитых этими душистыми цветами, колонны и стены пиршественного зала увешивались розовыми гирляндами, пол усыпался лепестками роз, а зал освежался фонтанами розовой воды.
Все девять муз украшены венками;
На всех гостях гирлянды из цветков;
Все ложи, пол, весь длинный ряд столов
Усеяны, усыпаны цветами
писал русский поэт Лев Александрович Мей
Из истории известно, что на одном из пиров гости были настолько засыпаны розами, что многие из них задохнулись.
Все плодородные земли в окрестностях Рима превратили в розовые сады, но цветов все равно не хватало, их привозили из Александрии и Карфагена, тратя огромные деньги. Римскому императору Нерону однажды пришлось заплатить целый бочонок золота за розы, привезенные в зимнее время из египетской Александрии для одного пиршества. В Риме существовала даже особая биржа, где занимались только куплей и продажей роз. Самыми ценными считались зацветавшие два раза в году розы из Пестума, воспетые Вергилием и Овидием.
На Востоке также воспевали и почитали розы. В сказочно прекрасных садах - эдемах персидских и арабских владык - повсюду благоухали эти цветы, и даже вдоль дорожек по изящным узеньким арыкам протекала розовая вода. Сады султанов Турции, мавританские сады в Кордове, сады татарских ханов в Бахчисарае утопали в пышном разноцветье роз.
"...Не роза простых розовых кустов, но роза необыкновенная... огонь радости, пышная заря, роза "жившая светло-алая, бархатная, свежая" украшали эти эдемы, по словам арабской сказки из "Тысячи и одной ночи".
С самых древних времен люди восхищались розой. Хотя древним египтянам времен фараонов роза, по-видимому, не была известна, но позднее египетская царица Клеопатра в день приема Марка Антония приказала на пол-аршина устелить розовыми лепестками полы приемного зала. Розовая вода била из фонтанов, а с потолка струился дождь розовых лепестков. На столы подавали засахаренные розы, варенье из роз. А в знак особой благосклонности к воину Клеопатра подала Марку Антонию чашу вина, в которой плавали лепестки розы.
С падением Римской империи розы почти на сотню лет были преданы забвению. Но любовь к прекрасному цветку не исчезла.
Почитали розы и древние германцы, посвятившие их одной из своих главных богинь Фригге. Красные розы у этих племен служили символом меча и смертельной раны.
А вот первые христиане относились к розе как к цветку "позорного римского блуда и мерзости". Но через несколько столетий эта неприязнь забылась, святые отцы начинают называть розу "райским цветком" и посвящают ее Богородице. Возникают легенды: святой Доминикий, желая быть угодным Богу, раздирает грудь терниями, которые превращаются в розы.
Святой Николай в пургу и трескучий мороз решил отнести хлеб беднякам. Но игумен запретил ему это делать. В этот же миг случилось чудо - хлеб превратился в розы как знак того, что святой затеял богоугодное дело.
Роза, по христианской мифологии, воплощает в себе милосердие, милость, всепрощение, божественную любовь, мученичество и победу. Символическое значение у христиан принимают и части розы: ее зелень соотносится с радостью, шипы - с печалью, а сам цветок - со славой. В средние века очень высоко чтили розы во Франции. Здесь их даже разводить позволяли не каждому, а получившие эту привилегию ежегодно в день Благовещения и в день Вознесения должны были доставлять цветы городскому совету. В XIII столетии у французских дам возник обычай носить венки из роз, названные "шапель" (от названия венка произошло название "шапо" - "шляпа"). А с XVI века в городке Провен под Парижем начали ежегодно выбирать короля, а затем и королеву роз.
В XIII веке во Франции появляется "Роман о розе" в стихах Гильома де Лоррис о юноше, влюбившемся в розу. Этот роман пользовался большим успехом. Сохранилось 30 рукописных экземпляров и переводы его на другие языки. Рукописный экземпляр этого романа хранится и в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. "Роман о розе" вызвал много подражаний. Пьеса Екатерины II "Царевич Хлор" тоже явилась подражанием этому роману.
Обычно на состязаниях трубадуров высшей наградой победившему певцу служила роза.
Однако нередко розы символизировали несчастную любовь, горе, разобщение и даже войну.
Многим известна легенда о войне Алой и Белой розы, которая продолжалась 30 лет в Англии. Началась она в 1455 году во дворцовом парке Темпль в Лондоне, где собрались вожаки двух сторон королевской династии: Ланкастерской и Йоркской.
Первым сорвал белую розу вожак Йорков Ричард Плантагенет и попросил последовать его примеру всех, кто считает себя истинным дворянином и дорожит своим происхождением.
А представитель Ланкастеров Сомерсет предложил смелым людям встать на его сторону и признать розы с алыми лепестками. Началась ссора, за ссорой последовала война. Так описаны события в трагедии Шекспира "Генрих VI". На самом же деле на гербе у Ланкастеров была алая роза, а на гербе у Йорков - белая. Потому война и называлась войной Алой и Белой розы.
В память об этом английские садоводы вывели впоследствии особый сорт розы с белыми и алыми лепестками, которую назвали ланкастер-йоркской.
Нет на свете цветов красивее и благоуханнее роз... Зная это, французы создали театр роз, где ставят пьесы, героями которых являются цветы.
В парижском розарии собраны почти все виды роз, существующие в мире: тут и вьющиеся многоцветковые (полиантовые) розы, имеющие на одном кусте до 200 цветов, и чайные китайские, цветущие по два раза за лето, - это так называемые ремонтантные розы. Имеется роза под названием "Золотой сон" и роза "Радостное пробуждение", а один из сортов назван "Тысяча красот", потому что число различных его колеров и оттенков доходит до тысячи.
В Россию роза попала через славянские племена на Балканах. Во времена язычества с нею были связаны празднества русалки, которые позднее, по христианскому календарю, приходились на Троицу, на то весенне-летнее воскресенье, когда лес покрывался зеленью, а вода в реке нагревалась настолько, что становилась пригодной для купания.
Первая махровая, или, как ее тогда называли, бархатная, роза была привезена в XVII веке немецким послом царю Михаилу Федоровичу. В садах же их стали разводить только при Петре I и особенно при Екатерине II.
Розы бывают белыми и розовыми, желтыми и темно-красными, а на Гавайских островах растут даже черные и голубые. Цветом тропического неба отдает красота нежно-синих лепестков.
Синяя роза, конечно же, редкость. Но не менее редкостной является и изумрудная роза, выведенная в ботаническом саду Напока румынского города Клуж. Изящные нежные лепестки этой розы салатово-зеленого цвета напоминают прозрачные с перламутровым отливом крылья стрекоз.
О розе слагали прекрасные строки Данте и Петрарка.
Роза была и остается царицей цветов. Она как бы распространяет дыхание будущего, хотя цветение ее недолговечно. Зная кратковременность жизни розы, древние персы придумали очень мудрую поговорку: "Если ты прошел мимо розы, не ищи ее более..."
Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой!
Как я берег, как я лелеял младость
Моих цветов заветных, дорогих!
Казалось мне, в них расцветала радость,
Казалось мне, любовь дышала в них.
Но в мире мне явилась дева рая,
Прелестная, как ангел красоты.
Венка из роз искала молодая,
И я сорвал заветные цветы.
Так писал в середине XIX века русский поэт Иван Петрович Мятлев. Позднее эта элегия обрела вторую жизнь с появлением известного стихотворения в прозе "Как хороши, как свежи были розы" Ивана Сергеевича Тургенева, в котором с проникновенной грустью говорится о воспоминаниях ушедшей молодости. Затем оно вдохновило скульптора Владимира Беклемишева на создание мраморной статуи молодой девушки с увядшими цветами в руках. Скульптура как бы возрождает в памяти слова Ивана Сергеевича Тургенева: "Легкий ветер тихо тает и переходит в ночь, в теплом воздухе пахнет липой, а на окне, опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появления первых звезд. Как простодушно-вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые вопрошающие губы, как ровно дышит еще не вполне расцветшая, еще ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица. Я не дерзаю заговорить с нею, но как она мне дорога, как бьется мое сердце! "Как хороши, как свежи были розы...""
Мятлевская строка, воспевающая розы, была еще раз использована русским поэтом Игорем Северяниным. Находясь в эмиграции, тяжело переживая разлуку с родиной, он писал в 1925 году:
В те времена, когда роились грезы В сердцах людей, прозрачны и ясны,
Как хороши, как свежи были розы
Моей любви, и славы, и весны!
Прошли лета, и всюду льются слезы...
Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране...
Как хороши, как свежи ныне розы
Воспоминаний о минувшем дне!
Но дни идут - уже стихают грозы.
Вернуться в дом Россия ищет троп...
Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!
Проникновенные строки посвятил розе и французский поэт Теофиль Готье. В стихотворении "Видение розы" он рассказывает о девушке, вернувшейся с первого в жизни бала. Бережно прижимает она к груди алый розовый цветок, который сопутствовал ей целый вечер, и, отдаваясь воспоминаниям, утомленная и взволнованная, засыпает. Девушке кажется, что в окне появляется призрак розы, который, пройдя полупустую комнату, приглашает ее танцевать. Однако танец их обрывается с первыми утренними лучами. Призрак розы начинает таять, и девушка просыпается в печальном недоумении.
В 1911 году талантливый балетмейстер Михаил Фокин поставил на музыку Вебера хореографическую миниатюру "Видение розы". Роль девушки исполняла Тамара Карсавина - "само воплощение поэзии и грации" - так называли ее французские газеты. Партнером Карсавиной был Вацлав Нижинский, который с таким совершенством вел свою партию, что экспансивные поклонницы срывали с его костюма розовые лепестки, нисколько не огорчаясь их искусственным происхождением. В 1967 году Большой театр возродил этот балет. В мире существует 1000 видов и более 10 000 сортов роз. Но цветок, который мы любим и знаем сейчас, - это больше творение рук человека, чем создание природы. Люди своим трудом и талантом создали множество замечательных сортов, восхищающих богатством красок и тонким ароматом цветов. Особое признание получила казанлыкская роза, под которой в Болгарии заняты огромные площади. Казанлыкская роза содержит душистое эфирное масло, двух капель которого достаточно для получения литра самых дорогих духов.
Роза шествует от сердца к сердцу через века, но рассказ о ней не будет полным, если мы не вспомним дикого прародителя розы - шиповник, который пышно цветет в густых кустарниковых зарослях по берегам рек и озер. Его цветы состоят из 5 овальных бледно-розовых, белых, желтых или розовых лепестков, которые охраняют, как верные стражи, шипы.
Еще в XII веке в песнях миннезингеров говорится о беседке из белого шиповника, в которой могли укрыться двенадцать рыцарей. Миннезингер Вальтер сложил такие стихи:
Когда цветы поднимаются из травы,
как будто они улыбаются солнцу
рано утром в майский день,
и маленькие птички сладко распевают
свои лучшие песни;
какую другую сладость имеет мир,
которая бы так могла радовать?..
О шиповнике писал и К. Г. Паустовский: "По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник и цвел таким влажным и алым огнем, что даже ранний солнечный свет, падавший на листву, рядом с цветами шиповника казался холодным и бледным. Казалось, что цветы шиповника навсегда отделились от колючих веток и висят в воздухе, как яркое маленькое пламя".
Белые и желтые цветы шиповника любил французский поэт Шатобриан. Однажды он решил подарить букет любимой женщине и с огорчением увидел, что цветы по дороге увяли. Шатобриан хотел извиниться, но женщина с улыбкой заметила: "Увы, мой друг, цветы умирают раньше, чем слова".
Издавна шиповник славится как естественная кладовая витаминов, ибо природе неизвестно растение, более богатое витамином С, чем плоды шиповника. Они пригодны для приготовления многих кулинарных изделий. А молодые, еще не одеревеневшие побеги употребляют как овощи, добавляют в салаты, гарниры и используют для приготовления первых блюд. Из лепестков же готовят варенье, вкусный чайный напиток и множество отваров, настоев, соков, киселей, квасов и компотов.
На Алтае и в Сибири в ход идут и семена растения: их поджаривают, измельчают и заваривают как кофе...
Поэтично и с искренней простотой об этом растении сказал Н. А. Холодковский:
В дни роскошного расцвета,
Когда приходит жар и зной,
Шиповник, милый вестник лета,
Пленяет нас своей красой.
Когда-то из шиповника была выведена первая роза. Только никто не может ни назвать имя садовника, который это сделал, ни сообщить, когда это произошло. Не менее четырех тысячелетий назад - вот и все, что можно сказать.
Закончить же рассказ о розе хочется строками из старинной книги "О свойствах трав" французского врача Одо из Мена: "Право, цветком из цветов по заслугам считается роза. Все превосходит цветы ароматом она и красою, но не одним ароматом и прелестью роза умеет радовать нас, а полезна обилием целительных качеств".
Красная роза - классический символ земной любви и страсти. Ярко алый оттенок лепестков розы означает сладострастие, чувственность.
Розовая роза - нежная любовь, сильная привязанность, большое семейное счастье. Этот цветок также является символом элегантной женщины в расцвете красоты.
Белая роза - небесное совершенство, невинность.
Оранжевая роза - символ силы личности, может обозначать как большую радость, так и жгучее желание.
Желтая роза - цветок удачи.